Система дистанционного мониторинга санитарного состояния полосы отвода железной дороги

В архиве!
Наименование задачи:
Система дистанционного мониторинга санитарного состояния полосы отвода железной дороги
Организация-заказчик:
Проблема:

Департамент экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД» совместно с Центром инновационного развития - филиалом ОАО «РЖД» объявляют о проведении открытого запроса на поиск инновационных решений и технологий в области систем дистанционного мониторинга санитарного состояния полосы отвода железной дороги.
В современных условиях возрастают риски появления в границах полосы отвода железной дороги несанкционированных свалок отходов от населения. В основной зоне риска земельные участки железной дороги, прилегающие к дачным обществам и индивидуальному жилому сектору.
Стратегической задачей ОАО «РЖД» является уменьшение негативного воздействия на окружающую среду за счет внедрения наилучших доступных технологий.
В данном направлении компанией на постоянной основе проводятся осмотры санитарного состояния полосы отвода, в местах систематического появления несанкционированных свалок отходов применяются технические меры по ограничению доступа посторонних лиц на полосу отвода (устанавливаются ограждения, запрещающие знаки и пр.), в наиболее рисковых местах устанавливаются камеры видеонаблюдения, ведется совместная работа с муниципальными органами власти и представителями садоводческих товариществ по ликвидации несанкционированных свалок отходов.
Вместе с тем, принимаемые ОАО «РЖД» меры не всегда позволяют поддерживать санитарное состояние полосы отвода в рамках действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ на долгосрочной основе. Ежегодно в границах Западно-Сибирской железной дороги выявляются порядка 50 мест несанкционированного складирования отходов в полосе отвода. При этом, в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления влечет наложение штрафных санкций на юридическое лицо до 250 тыс. рублей, при повторном нарушении - до 400 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Значительная протяженность полосы отвода железной дороги не позволяет установить в режиме реального времени исчерпывающий контроль по исключению фактов загрязнения земельных участков сторонними лицами и организациями. 

Задача:

Данную проблему целесообразно решать при внедрении эффективных инновационных решений и технологий дистанционного мониторинга санитарного состояния полосы отвода железной дороги, включающие программное обеспечение, камеры видеонаблюдения с распознаванием лиц, номеров машин и соответствующей фотофиксацией, беспилотные технологии и т.п., с системой оперативного оповещения железной дороги о несанкционированном размещении отходов в границах полосы отвода.

Области применения:
Транспорт, хранение, логистика и переработка
Основные требования:
К участию в открытом запросе принимаются инновационные решения и технологии, которые позволят осуществлять в режиме реального времени передачу информации в подразделение ОАО «РЖД» о несанкционированном загрязнении отходами полосы отвода железной дороги, производить сбор данных о нарушении (фотофиксация лиц, номер автомобиля и т.п.), а также обеспечивать дистанционный мониторинг ее санитарного состояния.

Требования к предлагаемым инновационным решениям и технологиям:
- должно соответствовать действующим требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных актов ОАО «РЖД», в т.ч. правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, требованиям безопасности работников при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры;
- должно быть совместимы с существующими объектами железнодорожного транспорта (линейное оборудование сетей связи и систем автоматической коммутации, пункты управления и информационные комплексы управления движением, информационные комплексы и другие объекты);
- не должно снижать безопасность железнодорожного транспорта;
- не должно снижать технические и эксплуатационные характеристики подвижного состава, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта;
- не должно препятствовать эксплуатационной работе на инфраструктуре железной дороги.
Срок подачи предложений:
30 сентября 2023
Комментарии:
Заявитель должен предоставить:
- описание и презентационный материал с подробной информацией об уже разработанных и успешно внедренных технологиях, устройствах, оборудовании и прочее с полным или частичным применением, перечисленных в данной заявке, на железнодорожном транспорте или в смежных областях; в материалах предоставить технико-экономический расчет предлагаемого технического решения и технологии;
- документы, подтверждающие права заявителя на содержащиеся в инновационном решении и технологии результаты интеллектуальной деятельности (при наличии).
При оценке качества инновационного решения и технологии будут учитываться следующие показатели и характеристики:
а) Инвестиционные: стоимость одного устройства, оборудования и прочее с учетом доставки и сборки.
б) Эксплуатационные:
- наличие гарантийных обязательств;
- период и стоимость жизненного цикла оборудования;
- состав работ и стоимость годового технического обслуживания;
- тактико-технические характеристики;
- технические требования к месту установки оборудования.
в) Надежность и ремонтопригодность:
- сроки эксплуатации;
- вероятность отказа;
- величина наработки на отказ;
- требования к персоналу, осуществляющему техническое обслуживание и ремонт оборудования.
При прочих равных в процессе рассмотрения предпочтение будет отдаваться инновационным решениям и технологиям, удовлетворяющим следующим условиям:
- инновационное решение и технология находится на конечной стадии развития с возможностью представить готовое решение (технологию) и/или прототип для опытной эксплуатации и/или закупки в интересах ОАО «РЖД» в кратчайшие сроки с момента определения финалистов открытого запроса;
- готовность Заявителя к доработке и адаптации предлагаемого инновационного решения и технологии для нужд железнодорожного транспорта за счет собственных средств;
- готовность Заявителя к прохождению этапов постановки предлагаемого инновационного решения и технологии на производство (поставку) за счет собственных средств.

Преимущества участия:
1. Возможность опытной эксплуатации инновационного решения и технологии на объектах ОАО «РЖД». В рамках данного этапа предоставление готового решения (технологии) и/или прототипа, необходимого для проведения опытной эксплуатации на объектах железнодорожного транспорта, осуществляется Заявителем инновационного решения и технологии на определенный сторонами срок на безвозмездной основе.
2. Возможность закупки предлагаемого инновационного решения и технологии в случае подтверждения его эффективности в рамках опытной эксплуатации.

Заявки принимаются в период с 30 сентября по 30 декабря 2022 года через специализированный раздел «Открытый запрос» автоматизированной системы «Единое окно инноваций» корпоративного Интернет-портала ОАО «РЖД». (https://eoi.rzd.rzd/Ex/Claim/View/366)
Заявителем инновационного предложения в рамках процедуры «открытого запроса» может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо различных организационно-правовых форм.
Контактная информация